Одним из основных направлений модернизации образования является повышение в образовательной политике роли всех участников воспитательно-образовательного процесса - педагогов, родителей, а также представителей гражданского общества.
Основные цели деятельности УС - обеспечение открытости образовательного процесса в учреждении, тесное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса, расширение участия родительской общественности в принятии и реализации управленческих решений.
В своей деятельности УС руководствуется следующими принципами:
- законность, реализация и защита прав всех участников воспитательно- образовательного процесса;
- приоритетность качества образования и качества жизнедеятельности воспитанников в учреждении;
- добровольность участия в государственно-общественном управлении;
- коллегиальность принятия решений и гласность.
Полномочия Управляющего совета:
- утверждение Программы развития учреждения;
- утверждение сметы доходов и расходов, полученных от приносящей доход деятельности;
- утверждение Публичного доклада по итогам финансового и учебного года;
-обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства, прав и гарантий участников воспитательно-образовательного процесса.
Деятельность УС осуществляется на основании:
- приказа «Об утверждении представителей учредителя в состав Управляющих советов дошкольных образовательных учреждений»,
- приказа «Об утверждении Управляющего совета».
При распределении полномочий между заведующим учреждением и созданным УС мы руководствовались простыми правилами: воспитание и обучение, методические вопросы и непосредственное управление учреждением распределены между членами УС от учреждения. А вот в вопросах направления его развития, дополнительного образования детей, оздоровления, а также оценки качества пребывания воспитанников в учреждении всегда лучше разбираются члены УС от родительской общественности.
За каждым членом закрепляются определенные обязанности:
- осуществление контроля за целевым и рациональным расходованием финансовых средств;
- организация питания;
- защита и реализация прав законных интересов участников образовательного процесса:
- создание оптимальных условий для жизнедеятельности воспитанников;
- привлечение внебюджетных средств;
- развитие материально-технической базы.
Традиционно, в течение года планируется 4-5 заседаний УС. Повестка заседания, как правило, очень насыщенная, известна всем членам УС заранее, что позволяет принимать обдуманные и действенные решения. Заседания УС протоколируются. О решениях Управляющего совета информируются все родители и педагоги детского сада через сообщения на стендах, родительских собраниях в группах.
Ежегодно проводятся 2 расширенных заседания УС и Общесадового родительского комитета, на которых рассматриваются вопросы сохранения и укрепления здоровья воспитанников, организация питания. В учреждении работает комиссия по организации питания, которую возглавляет член УС из числа родительской общественности. Члены данной комиссии не входят в состав УС, но могут присутствовать на заседании, если рассматривается вопрос организации питания, с правом совещательного голоса.
Приоритетным мы считаем рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания. В этом направлении УС взял на себя ответственность следить за состоянием безопасности оборудования и построек на участке детского сада. С помощью УС на территории ДОУ были демонтированы постройки и установлено игровое оборудование, теневые навесы и детские песочницы . Ежегодно, весной, по инициативе УС проводится акция «Украсим землю цветами», смотр-конкурс на «Лучшее оформление группового участка» среди групп д/с.
Прозрачность и открытость деятельности учреждения обеспечивает предоставление учредителю и общественности ежегодного отчёта о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.
Ежегодно, заслушиваются отчет заведующего детским садом по итогам работы за 1 полугодие учебного года, отчет завхоза об исполнении сметы доходов и расходов за финансовый год,
УС обеспечивает взаимодействие родителей с администрацией ДОУ, информирует родителей обо всех новшествах в ДОУ, о выполнении локальных актов ДОУ, выполнении муниципального задания на услуги дошкольного образования в целом.
Члены УС всегда готовы проконсультировать родителей в группах об учебной нагрузке на ребенка, об услугах основного образования и дополнительных образовательных услугах. Надо отметить, что специалисты ДОУ регулярно выступают на заседаниях Управляющего совета и рассказывают о своей работе.
В целях обеспечения информационной открытости Управляющего совета, более широкого информирования родительской общественности о деятельности Управляющего совета, наиболее значимые решения рассматриваются не только на совместных заседаниях общесадового родительского комитета и УС, но и на общих родительских собраниях, общих собраниях коллектива, где заслушиваются отчеты председателя Управляющего совета, ежегодный Публичный доклад заведующего по итогам финансового и учебного года.
Практика публичной отчетности администрации учреждения повышает ответственность руководителей и педагогов за результаты деятельности и становится важным фактором создания положительного имиджа дошкольного учреждения, формированию своего образа, к которому стремится коллектив и УС.
Члены УС совместно с администрацией ДОУ разрабатывают анкеты и проводят изучение мнения родителей об удовлетворенности услугами ДОУ,
Анализ анкетирования родителей показывает, что 98% опрошенных, удовлетворены качеством предоставляемых услуг.
Таким образом, созданный Упраляющий совет обеспечил:
- открытый характер управления;
- более широкое вовлечение родительской общественности;
- регулирование отношений, возникающих между участниками воспитательно-образовательного процесса.
Анализ показывает, что введение новой формы государственно-общественного управления в детском саду принимает более масштабный характер.
Родители проявляют активность в вопросах связанных с защитой и реализацией прав и законных интересов участников образовательного процесса, развитием материально-технической базы, созданием оптимальных условий для жизнедеятельности воспитанников.